посуточно - Шарыпово

Деревня миллионеров размером с Шарыпово

 

История доказала, что нельзя построить коммунизм в отдельно взятой стране.  А вот в отдельной взятой деревне очень даже можно. И такая деревня уже давно существует. Находится она в восточной провинции Китая Цзянсу и называется Хуаси. Ей без малого шесть десятилетий, и её давно называют деревней миллионеров.

Когда-то это было обычное китайское поселение, всего 600 человек: они занимались сельскими работами и о миллионах не помышляли. Экономическому чуду жители Хуаси обязаны ныне покойному председателю парткома У Женьбао. Он создал кооператив, а потом понеслось… Благодаря Женьбао в деревне появился первый текстильный завод, а потом она забросила сельское хозяйство и перешла к производству.


В 1998 году акции кооператива «Деревня Хуаси» были размещены на Шэньчжэньской фондовой бирже, а все хуасийцы стали ее акционерами. Они получают пятую часть от дохода всех предприятий, расположенных в Хуаси. Богатая деревня довольно быстро выкупила близлежащие поселения и заняла площадь в 35 квадратных километров.
На воротах у въезда в Хуаси красуется гордая надпись «Деревня № 1 Поднебесной». Такой деревни, действительно, нет больше нигде в Китае. В 2011 году Хуаси потратила 430 миллионов долларов на строительство первого деревенского небоскреба, высотой в 328 метров. Внутри здания располагается шикарный пятизвездочный отель с 826 номерами, среди которых 16 президентских апартаментов и один золотой президентский люкс, который обойдется постояльцу, пожелай он поселиться в нем, более чем в 10 000 долларов за ночь.
В Хуаси живут около 60 тысяч жителей (а когда-то было всего 600), состояние каждого превышает 1 400 000 долларов. Каждая семья, которая переезжает жить в Хуаси, получает автомобиль и виллу. Но это не значит, что любой может попасть туда.


Месячная зарплата хуасийцев доходит до 20 тыс. юаней (3,17 тыс. долл.). Фактический среднедушевой доход – 100 тыс. юаней в год. Живут они в коттеджах площадью 400-600 «квадратов», имеют по 1–2, а то и три автомобиля. И, главное, все селяне – акционеры, каждому принадлежат ценные бумаги кооператива «Хуаси» стоимостью от 3 до 10 млн юаней, на банковских счетах хуасийцев лежат солидные суммы. Среднегодовые доходы находятся в непосредственном распоряжении администрации деревни, которая в конце года распределяет их между всеми жителями. Чем не коммунизм?


Ежегодно на развитие родной деревни там тратят до 2,3 млрд юаней. Хуасийцы, тоже прямо как при коммунизме, обеспечены тем, чего нет ни в одном другом населенном пункте страны, – бесплатным медицинским лечением, страховкой по старости, субсидиями на продукты питания и другими бонусами. В частности, если кому-то из жителей исполнилось 100 лет, каждый член его семьи награждается премией в размере 10 тыс. юаней… В Хуаси, помимо её жителей, «пригрелись» 25 тыс. рабочих-мигрантов, они буквально рвутся туда из других районов страны. Они трудятся на 80 предприятиях, зарабатывая ежемесячно от тысячи до 10 тысяч юаней (130–1300 долл. США). Это уже капитализм: одни работают на других. Как бы эксплуатация. Но, с другой стороны, вольный труд вольных людей. Получается, по всем приметам – некий капиталистический коммунизм. Или наоборот? Знал бы Карл Маркс – что бы он сказал?
В Хуаси не увидишь привычных сельских пейзажей: полей и работающих на них крестьян. Опорные отрасли – металлургия и текстильная промышленность. Все предприятия оборудованы по последнему слову техники. Ткани, одежда и другие товары местного производства экспортируются в 40 с лишним стран и регионов мира, включая США и Японию. Ничего себе деревенька, да?! Но ведь не по мановению волшебной палочки она возникла: роль личности в истории – вот где секрет кроется.


В погоне за прибылью местное руководство не забывает и об экологии. Хуаси стала первой в Китае сельской единицей, прошедшей международную экологическую сертификацию соответствия стандартам ISO14001. «Нам нужны золотая и серебряная горы, но более всего нам нужны прозрачные воды и зеленые горы», – заявил в своё время секретарь парткома У Жэньбао (и компартия, заметьте, хуасинцам не стала помехой). Сказал и… закрыл три химических завода, ежегодная стоимость продукции которых достигла 150 млн юаней, а прибыль – 10 млн юаней. Попутно было вложено 10 млн юаней в строительство завода по очистке сточных вод. Такую же сумму выделили на озеленение жилой зоны, уровень озеленения в деревне уже давно превысил 50%. Но главным источником доходов хуасийцев все же является туризм, и сама деревня давно стала туристической достопримечательностью. Она уже принимает гостей из всех уголков мира. За год в «деревушке» бывает свыше двух миллионов туристов. Для того чтобы гостям было удобно, в Хуаси открылся международный отель Longxi International высотой 328 метров, в 74 этажа, о котором упоминалось выше. Строили небоскреб, «символ коллективизации», всем селом – почти каждая семья отдала по 10 миллионов юаней, в сумме вышло 3 миллиарда ($471 млн). Отделке и роскоши его завидуют мегаполисы, а простые граждане из других районов страны бурчат: мол, негоже так выставлять напоказ богатство, когда тысячи сел едва сводят концы с концами. Вопрос: а кто мешает им последовать примеру товарища Жэньбао или придумать что-то своё?
Роскошествует Хуаси напропалую, но ведь тратит-то свои кровные. Чего стоит один только бык из чистого золота в натуральную величину весом в тонну на 60-м этаже отеля Longxi International! На втором этаже на площади 2 тыс. квадратов разместились магазины и магазинчики, на 61-м этаже – парк цветов, бассейн, птицы живут. А чтобы приезжим было еще интереснее, в селе, помимо 80 уже имеющихся достопримечательностей, создали парк, в котором можно увидеть копии многих достопримечательностей самого Китая – Великая Стена и колонны площади Тяньаньмэнь, а также мира – Триумфальная арка, Белый дом и Сиднейская опера… Для того чтобы можно было обозреть всё великолепие с высоты птичьего полета, село купило за 90 млн юаней сначала два вертолета и на этом не остановилось…


Когда-то отец-основатель деревенского экономического чуда У Жэньбао, сдав официальные посты (ему было за восемьдесят), сам проводил экскурсии и с удовольствием рассказывал приезжим о пройденном пути, раздавая советы. Кстати, он написал целый философский труд о теории развития кооперативов и общества. «Социализм – это народное счастье. Если 98 человек из ста счастливы, – это социализм. Остальные двое просто не хотят быть счастливыми. И с этим, увы, ничего не поделаешь», – цитата из труда товарища У. Причиной, что его эксперимент не провалился, как в некоторых других селах, он считал то, что «чиновники в тех селах думали не о народном благе, а заботились о личной выгоде. Отрыв от народа неизбежно ведет к провалу, а единение с народом – к успеху». Его бы слова да российским чинушам в уши. Это не какой-то трёп, эти слова доказаны делом.

Трофим ПУЗЫРЕВ,
нешт. обозреватель
«Твоего Шанса».
[По открытым источникам]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.