озеро Инголь

За мелким шрифтом – крупные неприятности

Дайте совет! Не знаю, что делать… Надоели банки, звонят их сотрудники каждый божий день, предлагают карты, кредиты. Я уже запомнила их номера и просто «сбрасываю» их, когда вижу знакомого «благодетеля». Но иногда, каюсь, срываюсь и отчитываю непрошеных «гостей», а это доставляет мне душевные муки, потому что я человек неконфликтный. Я не против предложений товаров и услуг, но не так навязчиво! И второй вопрос: кто-то, возможно, из знакомых, без моего ведома дал номер моего телефона банку. Теперь мне еще названивают поздними вечерами коллекторы и судебные приставы. Нарушаются ли мои права, когда вот так атакуют звонками? Как поступать в подобной ситуации?

П. К-ВА, Шарыпово.

На вопросы читательницы еженедельника «Твой Шанс» отвечает руководитель Енисейского управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Наталья Анатольевна БУРДЮКОВА.

– Начну с законодательного аспекта: с 2007 года в России действует Федеральный закон «О персональных данных» №152-ФЗ. Это основной закон РФ в области защиты персональных данных. Его главная цель: защита неприкосновенности частной жизни, охрана семейной тайны. В законе №152-ФЗ прописаны как права граждан, так и обязанности операторов персональных данных: физических и юридических лиц, которые осуществляют их обработку. Под обработкой понимается: сбор, передача, использование, хранение, уничтожение персональных данных. Определен госорган, осуществляющий контроль и надзор за соблюдением законодательства в области защиты персональных данных – это Роскомнадзор.
Само понятие «персональные данные» включает в себя: ФИО, паспортные данные, место жительства и другую информацию, на основании которой можно установить личность человека.
Для того чтобы определить, нарушаются ли в данном случае права читательницы, следует рассказать о некоторых нюансах. В наше управление поступает достаточно много обращений, в которых граждане жалуются на поступающие им телефонные звонки с рекламой различных услуг. Так вот… Если позвонивший не назвал вас по имени и отчеству, а просто предложил воспользоваться некими услугами, в этом случае он не обладает вашими персональными данными, ему известен лишь номер телефона. Соответственно, закон «О персональных данных» не нарушен.
Однако в этом случае человек нарушил пункт 1 статьи 18 закона «О рекламе», и для того чтобы избавиться от подобных навязчивых звонков, вам следует обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу.
Если же позвонивший, предлагая товары или услуги, называет вас по имени и отчеству, это уже является нарушением закона «О персональных данных». В данном случае вам следует обратиться в Енисейское управление Роскомнадзора. Мы устанавливаем, каким образом звонивший узнал ваши персональные данные, и требуем прекратить их использование в рекламных целях.
Но, как показывает практика, многие из граждан, обращающихся в наше управление с жалобами, сами дают согласие на обработку своих персональных данных. Как это происходит? Вариантов множество. Самый простой случай: покупая некий товар, человек получает предложенную ему скидочную карту, при этом заполняя анкету. В анкете покупатель указывает все свои персональные данные: ФИО, номер паспорта, домашний адрес, номер телефона и ставит свою подпись.
При этом, к сожалению, наши граждане очень редко читают текст, напечатанный в подобных анкетах мелким шрифтом. И напрасно. Как правило, там и указывается: «Я, такой-то, даю согласие на передачу моих персональных данных для использования их в рекламных целях».
Сегодня во многих торговых центрах, магазинах, салонах нам предлагают бонусные карты. Как правило, они не именные, однако при их выдаче от людей требуют персональные данные. Задумайтесь, для чего, например, специалистам салона красоты знать, номер телефона, когда вы родились и где прописаны?.. Просто они хорошо знают закон 152-ФЗ «О персональных данных» и на наше требование объяснить, на каком основании они вторгаются своими звонками в личную жизнь заявителя, предъявляют нам анкету с разрешительной подписью этого самого заявителя.
Наш совет: чтобы избежать неприятных и назойливых звонков, внимательно читайте все документы, которые вы подписываете. А также, прежде чем передать свои персональные данные, подумайте: кто и в каких целях может ими воспользоваться.

Следующий очень важный момент. Многие люди заблуждаются по поводу отзыва своего согласия на обработку своих персональных данных, которые они дали раннее. Вот типовая ситуация. Люди берут кредиты в одном или нескольких банках, не рассчитывают свои финансовые возможности и попадают в число должников. Банк сам принимает меры, либо передает списки должников коллекторским агентствам. Последние, взыскивая долги, действуют не всегда корректно.
На основании закона №152-ФЗ, человек, имеющий долг перед банком, чтобы оградить себя от лавины звонков, пишет банку заявление об отзыве согласия на обработку его персональных данных. Когда же звонки продолжаются, он обращается к нам с просьбой защитить его от действий банка либо коллекторов. Ведь он отозвал свое согласие на обработку персональных данных!
Всем, кто оказался в данной ситуации, следует знать: ваше письменное согласие является лишь одним из 11 прописанных в законе условий для обработки персональных данных. В данном случае персональные данные обрабатываются кредитной организацией в рамках договора, заключенного с гражданином. Выход здесь один – заплатить долги.
Продолжая эту тему, хочу коснуться момента, связанного с коллекторами. Если они общаются с вами в грубой форме, звонят поздно ночью, угрожают, то в этом случае они нарушают закон №230-ФЗ от 03.07.2016 г. «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату задолженности». В данном законе прописано: сколько раз коллекторы могут звонить, в какое время, сколько раз встречаться с должником и т.д. Подробно об этом можно узнать, обратившись в Службу судебных приставов, это их прерогатива.
Нередки случаи, когда людям звонят из банка и спрашивают про должника – соседа или коллегу по работе, при этом еще просят повлиять на него в вопросе погашения долга. Выясняя, откуда у банковских организаций персональные данные граждан, не имеющих никакого отношения с их кредитной организацией, мы узнаем следующее: должник, как правило, указывает данный номер телефона как контактный. После нашего вмешательства в ситуацию подобные звонки прекращаются.
По всем вопросам, связанным с защитой персональных данных, можно обращаться в Енисейское управление Роскомнадзора: Красноярск, ул. Новосибирская, 64 «А», и по телефону 8(391) 234-71-61 либо по электронной почте rsockanc24@rkn.gov.ru.

Записала
Татьяна ПОПОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.