посуточно - Шарыпово

Можно ли вернуть товар без чека?

 

Купили на рынке мясной фарш. Стали дома готовить – неприятный запах! Можно ли вернуть этот товар, приобретенный без чека?

Обманутые покупатели.
Шарыпово.

В такие ситуации и в ситуации, похожие на эту, покупатели попадают то и дело, – причём постоянно, наступая, образно говоря, на одни и те же грабли. Поскольку обманутые покупатели не сообщили, у кого конкретно они приобрели фарш, не получив (или не захотев сохранить) чек, то рассмотрим разные случаи. Хотя бы в качестве мастер-класса для тех, кто не очень серьёзно и внимательно относится к процессу купли-продажи…
Итак, можно ли вернуть продукты питания ненадлежащего качества в торговую точку – магазин, ларёк и т.д.? Частник, торгующий сам по себе, – особая статья: его можно только попытаться привлечь за недобросовестность, если тут же «схватите за руку». Иначе он «растворится» в пространстве, и ищи ветра в поле…
Прибегнем к суровому языку закона… Согласно ст. 492 Гражданского кодекса РФ и ст. 2 Федерального закона № 381, регулирующих торговую деятельность, продовольственным товаром считается продукция, которую можно, попросту говоря, съесть или выпить. Процедуру возврата такого товара регламентирует закон № 2300-1, защищающий права потребителей. Согласно этому закону, возврат продуктов питания в торговую точку невозможен в том случае, если они надлежащего качества (не испорчены, не просрочены, пригодны для употребления по назначению). Скажем, вы купили колбасу, пришли домой и вдруг вспомнили, что ошиблись: муж просил совсем другой сорт и от другого производителя. Бегом назад, в магазин? Можно. Но помните, если колбаска качественная, без изъяна, то отказ продавца обменять продукт или вернуть за него деньги правомерен. Особенно если работник прилавка бдителен и недоверчив: а мало ли что покупатель с этой колбасой по дороге из магазина сделал – из вредности, хулиганства или хотя бы ради «прикола»… Время-то, сами знаете, какое.
Но если вам продали продукт ненадлежащего качества, то Закон о защите прав потребителей полностью на вашей стороне. И вернуть его – продукт этот – обратно в магазин можно. Но всё не так просто… Скоро закон читается, да не скоро возврат делается. Нелёгкая это работа! В данном случае, выбирая продукты, вы явно спешили – экономили время. Результат спешки? Теперь вам придётся потратить время на процедуру возврата. Так что не торопитесь, когда делаете покупки – любые.
Вернуть «нехорошие» продукты можно, если истёк срок их годности, если они имеют неприятный запах, если вскрыта упаковка, если нехарактерный цвет (тут, правда, бабка надвое сказала: попробуй разберись, что характерно в наш «химический» век, что – нет). Принимается во внимание также несоответствие заявленного на упаковке описания продукта увиденным реалиям. И, конечно, наличие в нём насекомых и другой живности, само собой, уже погибшей.
Если хотя бы одно из вышеперечисленных условий зафиксировано, то продукт питания подлежат возврату: закон на стороне покупателя, и он вправе потребовать вернуть деньги. Если некачественный продукт был всё-таки съеден и нанёс вред здоровью потребителя, то он вправе через суд требовать возмещения убытков. Для этого опять же потребуются силы, время и нервы.
Как вернуть некачественный продукт в магазин, если у вас нет чека? Приготовились? При обнаружении брака вам стоит сразу же сфотографировать товар, чтобы потом приложить это фото к претензии. Конечно, лучше бы иметь чек, но помните: согласно Закону о защите прав потребителей, отсутствие чека, не может быть причиной для отказа покупателю в возмещении понесённого ущерба.
Процедура возврата такова… Предъявите негодный продукт продавцу. Оформите письменную претензию в 2 (двух) экземплярах: один оставьте себе, второй отдайте в магазин.
Претензия составляется таким образом… В правой части листа укажите название магазина, в котором вы «отоварились» некачественным продуктом. Далее сообщите свои ФИО, адрес, контактные данные. Ниже посередине листа выводите слово «Претензия». А потом в свободной форме сообщайте, как и когда был приобретён продовольственный товар, его стоимость, как вы обнаружили его непригодность и т. д. Подкрепите изложенную информацию статьями нормативных актов, их иной раз полезно читать, например, ст. 25 Закона о защите прав потребителей, где прямо сказано, например, что «отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания». Перечислите свои требования. Далее отдельно составьте опись документов, прикладываемых к претензии. Приобщите к претензии чек или свидетельские показания. Передайте бумаги продавцу или руководителю торговой точки. Дождитесь письменного ответа на претензию. Если продавец отказывает в принятии товара обратно и не собирается возмещать ущерб, напишите такую же претензию в Роспотребнадзор или другие инстанции, контролирующие деятельность магазинов и прочих торговых точек. Вы готовы к таким испытаниям?
Тогда запомните: чтобы без наличия чека подтвердить факт покупки именно в данном магазине, вам нужно найти свидетеля, видевшего, как вы совершали покупку. Свидетельские показания рекомендуется оформлять в письменном виде, указав ФИО, адрес проживания и контактные данные свидетеля. Но… обычно желающих быть свидетелями найти сложно.
Ещё один вариант – просмотреть данные видеокамер (если они есть) магазина, однако знайте: торговое сообщество не обязано делиться с вами записями. Особо сердитый потребитель может запросить проведение идентификации артикулов по товару, которые указаны на упаковке продукта и в накладных – ну это уж вообще для многих просто высшая математика.
Правда замечено, что в случае с испорченными продуктами торговые работники зачастую удовлетворяют требования покупателя. Им не выгоден скандал и плохая репутация. Молва разносится по «сарафанному радио» быстро, а конкуренты не дремлют. К тому же за такие нарушения можно «схлопотать» штрафные санкции. А проверки магазина специалистами Роспотребнадзора в любом случае не избежать, если покупатель подаст жалобу. Не дай Бог, бдительные контролёры найдут и другие нарушения (а они найдут!), то может грозить запрещение деятельности юридического лица в торговой сфере, опломбирование складских и торговых помещений.
Просьба о замене продукта должна быть удовлетворена: в течение недели после получения претензии; до окончания месяца, если в магазине нет в наличии аналогичного (но качественного!) продукта для обмена. Администрация торговой точки обязана направить потребителю ответ на оставленную претензию и возместить расходы на испорченный продукт в течение 10 дней.

В случае чего можно позвонить на горячую линию Роспотребнадзора (8-800-100-0004), она работает по будням с 10:00 до 17:00, где подскажут, что предпринять в конкретной ситуации, или написать жалобу на сайте данной организации – rospotrebnadzor.ru. Сфотографируйте плохой продукт и приложите фото к жалобе.

Богдан ШАТРОВ,
дежурный обозреватель
«Твоего Шанса».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.