посуточно - Шарыпово

Проверка работы приборов учёта: когда могут повысить плату?

кот на батарее

С 1 января 2017 года вступили в силу поправки в законодательство в связи с принятием постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг
и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Это постановление внесло изменения
во многие законодательные акты РФ:— постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»(далее Правила №306);
— постановление Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 26.12.2016) «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (далее Правила № 491);
— постановление Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 26.12.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») (далее Правила №354).

Принятый закон повлек за собой существенные изменения в системе оплаты за жилищно-коммунальные услуги в России. В прошлом номере мы рассказали об изменениях в оплате за общедомовые нужды. Сегодняшняя статья посвящена оплате по индивидуальным приборам учета (далее ИПУ) или по нормативам – для тех, кто ИПУ до сих пор не имеет.

Приборы учета и повышающие коэффициенты

Индивидуальные приборы учета в квартире могут отсутствовать по двум причинам. Первая – если конструктивные особенности жилья таковы, что установить ИПУ нет технической возможности. Это ситуация относительно редкая. Для таких жильцов сохраняется оплата по нормативам.
Вторая причина – владельцы квартиры до сих пор не озаботились установкой счётчиков, ссылаясь на самые разные причины. Но чаще всего за этим скрывается понимание, что реальное потребление таких квартир выше нормативного. Например, там проживают незарегистрированные жильцы. Или нужны большие вложения в ремонт «убитой» сантехники, которая течет «на пролив». Для того чтобы рублем «поощрить» таковых собственников к установке, государство ввело для них повышающие коэффициенты.
Таким образом, при отсутствии ИПУ на холодное водоснабжение (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС) и электроэнергию (ЭЛ.ЭН.), при наличии технической возможности их установки, для граждан, проживающих в многоквартирном доме (МКД) или частном жилом доме, начисление коммунальных услуг производится исходя из норматива потребления, количества постоянно и временно проживающих граждан и повышающего коэффициента. С 1 января 2017 года он равен 1,5 (п.42 Правила 354).
Тот же принцип применяется и к дому в целом в связи с установкой общедомового счетчика на отопление (ОДПУ тепловой энергии). Данный счетчик невозможно поставить в каждой квартире — учет тепла ведется на весь дом целиком. И если собственники МКД, где имеется техническая возможность поставить ОДПУ, до сих пор этого не сделали, оплатив прибор разово или в рассрочку, то начисление производится по нормативу потребления на отопление. При этом стоимость тепловой энергии увеличивается на повышающий коэффициент — 1,5 (п.43 Правила № 354).

Приборы учета и порядок их проверки

Но чтобы ИПУ или ОДПУ исправно работали и их показаниям можно было доверять, управляющая компания (УК) или ресурсоснабжающая организация (РСО) должны проводить проверку состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия, достоверности представленных потребителями сведений о показаниях ИПУ. Делаться это должно для ИПУ не чаще 1 раза в 3 месяца, а проверку ОДПУ производят не реже 1 раза в год (п.82,83 Правила № 354).
И чтобы пресечь ситуацию, когда приборы учета либо ломают, либо не поверяют и не заменяют вовремя, либо подают для оплаты не соответствующие реальности сведения, либо просто не предоставляют показания приборов для начисления оплаты, по закону УК или РСО имеют право вновь начать начислять гражданам оплату по нормативам, в том числе с повышающими коэффициентами.

При каких же ситуациях и как это может произойти?

Далее для краткости обозначим УК или РСО одним словом «исполнитель», а жильцов квартир или домов – «потребитель». Обоим сторонам дается право в договоре установить условия и сроки проведения проверок, их механизм. Если в договоре такие условия есть, то нужно руководствоваться ими. Закон же регламентирует порядок, когда в договоре особые условия не указаны. И этот порядок подробно изложен в пунктах 61, 81(11), 82 и 85 Правил №354.

Первая ситуация складывается, если потребитель не предоставляет исполнителю показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд.

В этом случае исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока либо иного срока, установленного договором, обязан провести указанную в п.82 Правил №354 проверку и снять показания прибора учета (п.84 Правила № 354).

Проверки, указанные в п.82 Правил №354, если для их проведения требуется доступ в жилое помещение потребителя, осуществляются исполнителем в следующем порядке (опять-таки, если договором, содержащим условия предоставления коммунальных услуг, не предусмотрено иное):
а) Исполнитель направляет потребителю не позднее 14 дней до даты проведения проверки способом, позволяющим определить дату отправления такого сообщения, или вручает под роспись письменное извещение о предполагаемых дате (датах) и времени проведения проверки и о том, что есть необходимость допуска исполнителя к приборам учета в указанное время. В извещении потребителю должны быть обязательно разъяснены последствия его бездействия или отказа в допуске исполнителя к приборам учета;
б) Потребитель обязан обеспечить допуск исполнителя в занимаемое потребителем жилое помещение для проведения проверки в указанное в извещении время. Исключение составляют случаи, когда потребитель не может обеспечить допуск исполнителя в свое жилье по причине временного отсутствия. В этом случае потребитель обязан сообщить исполнителю в срок не позднее 2 дней до даты, указанной в извещении, о своем отсутствии. И указать иные возможные даты и время допуска для проведения проверки, удобные для него. При этом предложенная потребителем дата проверки не может быть ранее 2 дней с даты, когда он подает свое предложение о переносе проверки, и позднее 3 дней с даты, указанной в извещении о проведении проверки;
в) Исполнитель обязан провести проверку в указанные в подпункте «а» дату и время, а при наличии сообщения потребителя об ином времени — в соответствии с подпунктом «б» настоящего пункта — в указанные в таком сообщении дату и время. По итогам проверки исполнитель обязан незамедлительно составить акт проверки;
г) Если потребитель не обеспечил допуск исполнителя в занимаемое им жилое помещение в дату и время, которые указаны в извещении о проведении проверки (или в предусмотренном подпунктом «б» настоящего пункта сообщении самого потребителя), и если при этом у исполнителя отсутствует информация о временном отсутствии потребителя в жилом помещении, исполнитель составляет акт об отказе в допуске к прибору учета.

Указанные в пунктах 62, 81(11), 82 и 85 Правил №354 акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок.
Акты подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку, и потребителем (его представителем). (п.85 (1) Правила №354)

Что же грозит собственнику, в отношении которого по всем правилам составлен акт об отказе в допуске исполнителя к приборам учета?
В случае составления предусмотренного п.85 Правил № 354 акта об отказе в допуске к прибору учета, расчет платы осуществляется:
— первые 3 месяца — по среднемесячному потреблению;
— начиная с 4-го месяца — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента — 1,5 (п.85 (3) Правила №354).

И это будет продолжаться до тех пор, пока потребитель не изменит своей позиции. Чтобы вновь вернуться к оплате по ИПУ, ему будет необходимо написать исполнителю заявление о готовности обеспечить допуск в свое жилое помещение для проверки. В этом случае исполнитель обязан провести проверку и составить акт о ней в течение 10 дней после получения такого заявления.

Вторая ситуация складывается для тех потребителей, которые не передают исполнителю показания ИПУ, но срок непредоставления у них меньше, чем 6 месяцев. В этом случае расчет платы осуществляется:
— в течении 3 месяцев рассчитывается исходя из среднемесячного потребления;
— начиная с 4-го месяца расчет осуществляется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, но без применения повышающего коэффициента.
Продолжение следует. В следующем материале будет рассмотрена тема несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам и связанных с этим возможных доначислениях платы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.