Спасти еду, или идея одного успешного бизнеса

 

Миллионы тонн продовольствия бездарно выбрасываются производителями каждый год. Около трети – ресторанами и розничными торговцами, хотя большая часть пищи совершенно съедобна и срок её годности ещё не истёк. Именно на растущую проблему качественных продуктов, которые выбрасываются, и обратили внимание трое молодых шведов и их подруга; «квартет» быстро нашел умное решение.

Эльза Бернадот, Маттис Ларссон, Людвиг Берлинг и Ялмар Столберг-Нордегрен – это «родители» шведской компании Karma, именно она разработала бесплатное мобильное приложение, с помощью которого можно приобрести за полцены, а то и дешевле нереализованные готовые блюда и другие пищевые продукты из шведских и лондонских ресторанов, гостиниц, пекарен, кафе и трех крупнейших сетевых супермаркетов Швеции.
Цель проекта – найти потребителей для качественной еды, подлежащей утилизации через несколько дней, согласно внутренним регламентам предприятий, а не превращать ее раньше времени в пищевые отходы. Ну и, конечно, заработать. Всё гениальное просто. В чем гениальность?


Ежегодно миллионы тонн качественных, пригодных к употреблению продуктов оказываются в мусорных контейнерах. Треть из них, как уже сказано выше, выбрасывают рестораны и розничные сети. Социальный стартап Karma, запущенный в 2016 году в Швеции, создал бесплатное для партнеров проекта приложение, призванное снизить нерациональные потери еды. Воспользовавшись мобильным маркетплейсом, продавцы могут заработать, реализовав лишние продукты питания, которые так или иначе оказались бы на свалке, а потребители – существенно сэкономить, приобретя их в два раза дешевле. Проект уже сотрудничает с 2000 предприятиями общественного питания и несколькими розничными продуктовыми сетями.
– Наша задача – спасти больше еды и рационально её реализовать, – говорит Ялмар Столберг-Нордегрен, один из четырех основателей стартапа, а ныне гендиректор компании. – Конечно, такое начинание таило в себе немало сложностей. Нам понадобилось время, чтобы разъяснить своим будущим партнёрам общественную важность проблемы пищевых отходов и выгоду, которую она таит, для участников. Кроме того, пришлось запастись большим терпением, убеждая владельцев ресторанов и розничных сетей подключаться к работе приложения…

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), ежегодно в мире теряется или выбрасывается около трети всего произведенного продовольствия, что составляет 1,3 млрд тонн продуктов стоимостью более $1 трлн. Эксперты считают, что, сократив нерациональные потери всего на 20 процентов, можно было бы полностью ликвидировать глобальную проблему голода. На сегодняшний день, по информации ФАО, в мире недоедает 870 млн человек.

…Поначалу лишь некоторые из тех, кого молодая компания пыталась привлечь к своей затее, признавали наличие пищевых отходов на своих предприятиях, а многие вообще смотрели на инициаторов, как на квартет чудаков-авантюристов, не понимая, что совершенно качественной еде, срок годности которой формально через несколько дней истечёт, можно найти полезное применение. Первое время Karma существовала только за счет поддержки инвесторов, а основатели проекта даже не получали зарплату. Правда, через несколько месяцев совет директоров заставил их брать зарплату – 2000 долларов в месяц: он хотел быть уверенным, что создатели проекта будут иметь возможность целиком сосредоточиться на бизнесе, а не отвлекаться на поиски средств к существованию…


Сейчас в компании Karma работает не менее сорока сотрудников, в планах – увеличение коллектива еще на несколько десятков человек. По итогам 2018 года учредители получили доход примерно 3,5 млн долларов. А недавно стартап обрёл новую порцию финансирования на сумму в 12 млн долларов, главным инвестором стал шведский венчурный фонд Kinnevik, ориентированный на работу с инновационными предприятиями и проектами. Общая сумма инвестиций в приложение Karma достигла $18 млн. А в данный момент, когда вы читаете эту статью в «Твоём Шансе», сумма, наверняка, ещё больше.
Кстати, я и мои знакомые нередко пользуемся в Стокгольме торговыми точками, которые находятся под эгидой Karma: хороший выбор, привлекательные цены, отличное качество.

Полная версия материала — в свежем номере еженедельника «Твой Шанс» (№8 от 26 февраля 2019)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.