Терапевт по имени Поэма

У нее есть любящая семья и любимая работа. Коллеги ее ценят и уважают. За ней приезжает служебный автомобиль. Она с радостью начинает рабочий день в своем кабинете, весело встречая маленьких пациентов, к каждому из которых нужен особенный подход. А потом в отличном настроении с чувством выполненного долга она отправляется домой. У нее красивое редкое имя. И она… собака!

Поэма – золотистый ретривер, который помогает детям с особенностями в развитии адаптироваться в этом мире. Пушистый терапевт появился в Астраханском научно-практическом центре реабилитации детей «Коррекция и развитие» пять лет назад. За это время через ее лапы прошло несколько сотен ребят. Кто-то ее называет Па, кто-то – Эма, для других она просто Ма. Какое счастье для родителей слышать эти осмысленные слоги от ребенка, который до этого лишь мычал или не издавал ни звука. А как радуются сами ребята, когда видят, что собака выполняет их команды!

– Конечно, особенные дети далеко не с первого занятия находят общий язык со взрослым псом. Но Поэма – очень осторожный и терпеливый врач. Она не боится детского крика, резких движений, не будет огрызаться, если ее вдруг потянут за шерсть, очень любит людей и хорошо знает свою работу. Такие собаки проходят специальное обучение, они ориентированы на человека и прекрасно понимают свою задачу, – рассказывает дефектолог Юлия Смагина.
И если порой на первое занятие детишки заходят с опаской, то к последнему (курс рассчитан на десять уроков) пациенты уже с радостью идут в гости к Поэме, захватывая с собой яблоки – любимое лакомство четвероногого доктора. А Поэма каким-то своим собачьим чутьем чувствует, какой игрушкой завлечь пациента. Для одних выбирает яркий мяч, для других – пушистого зайца. Третьим подставляет свою лохматую гриву, разрешая запустить в шерсть обе пятерни.

Канистерапия ни в коей мере не заменяет собой медикаментозное лечение, но сегодня является одним из направлений в реабилитации детей со сложными диагнозами – задержкой психического развития, аутизмом, синдромом Дауна, ДЦП. Многие из них поступают в центр, порой не умея говорить, ходить, общаться со сверстниками и взрослыми. Некоторые, напротив, гиперактивны и не могут остановиться, бегают, не замечая ничего и никого на своем пути. И тогда на помощь приходит необычный доктор.
– Многие спрашивают, в чем суть канистерапии. Она направлена на решение проблем социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. За границей такой вид терапии стал популярен еще в середине прошлого века. В России же он появился относительно недавно, около 15 лет назад, и сегодня активно развивается, – рассказывает Юлия, обнимая Поэму, с которой они идут «лапа об руку» уже более пяти лет.
Впервые они встретились, когда пришло долгожданное известие из учебно-кинологического центра «Собаки – помощники инвалидов»: терапевт-ретривер готов к работе. Тогда Поэме было полтора года. Совместное обучение Юлии под руководством тренеров заняло еще полтора месяца.
Этот кинологический центр известен на всю Россию. Именно там готовят к работе собак-поводырей и собак-терапевтов. К работе допускаются лишь самые добрые и умные щенки, которые любят руки, лишены агрессии, не трусливы, эмоционально и психически устойчивы. Идеальными поводырями считаются лабрадоры, в терапевты выбирают золотистых ретриверов.
По наблюдению директора центра «Коррекция и развитие» Натальи Сязиной, в последнее время увеличилось количество детей с аутизмом. Причем в Астрахань таких ребят везут не только из других регионов России, но и из-за границы. Говорят, там совсем другой подход к реабилитации таких детей, сводящийся лишь к наблюдению с назначением семьям пособий. А ведь для родителей очень важно поставить ребенка на ноги и адаптировать его к самостоятельной жизни.
В листе ожидания обученной собаки в центре «Собаки-помощники инвалидов» около 60 человек. Среднее время ожидания – полтора года. Почему именно золотистый ретривер? Собаки этой породы хорошо поддаются дрессировке, они умны и добры, у них устойчивая психика, располагающая внешность, светлая, длинная, приятная на ощупь шерсть (важно для канистерапии).
Положительные терапевтические свойства при общении человека с домашними животными были известны еще со времен Гиппократа, о чем свидетельствуют сохранившиеся документы, произведения искусства и данные археологических раскопок. В Древней Греции и Египте около трех тысяч лет назад были замечены способности собак справляться с различными человеческими недугами. Сохранившиеся документы свидетельствуют, что в 1792 году в английском городе Йорке собак использовали в терапевтическом процессе в больнице для душевнобольных. Во время ухода за животными пациенты общались с ними. Было отмечено положительное влияние такой методики и, как следствие, эффективное лечение.

– За время своей работы мы подготовили и передали в семьи, воспитывающие детей с особенностями развития, семь собак-терапевтов, прошедших полноценный курс обучения, а затем стажировку в группе «Солнечный пёс», – рассказывает Элина Почуева, заместитель директора учебно-кинологического центра «Собаки – помощники инвалидов». – Родители детей, для которых были предназначены собаки, также получили информацию о том, как самостоятельно проводить занятия с ребенком и собакой. Но, к сожалению, чтобы корректировать программу в соответствии с динамикой развития ребенка, требуется помощь педагога, поскольку родителям не хватает для этого специальных знаний. Занятия становятся непродуктивными, а некоторые семьи и вовсе перестают работать с собакой, и она в итоге становится обычным домашним питомцем, хоть и очень воспитанным. В итоге затраченное время, усилия и средства не соответствуют результату. Мы передали несколько собак-терапевтов для работы в реабилитационных центрах. Этот опыт оказался более удачным, так как представители этих организаций изначально имеют подходящее образование, опыт и базу для работы.

Елена МЕЛИХОВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.