посуточно - Шарыпово

Юлия Козлюк: «Я — педагог, а старики — что дети…»

Удивительно, как многим мы обязаны Петру Великому, который учредил невероятное количество самых различных служб и заведений. Вот, к примеру, помнит ли кто-нибудь, как до его указа осуществлялся уход за престарелыми, нищими, убогими и больными? Наверняка как-то это происходило, но вряд ли этот вопрос был под контролем государства. Все изменилось, когда 8 июня 1701 года был издан царский указ об учреждении богаделен. И спустя почти 300 лет, в 2000 году, эта дата была закреплена официальным Указом Президента России как День социального работника.

На прошедшей неделе, накануне профессионального праздника работников социальной сферы, министр Галина Пашинова в актовом зале министерства социальной политики поздравила коллег и наградила победителей конкурса «Лучший работник учреждения социального обслуживания». Благодарственным письмом Губернатора Красноярского края была награждена и Юлия Николаевна Козлюк, директор Комплексного центра социального обслуживания населения г. Шарыпово. В 2017 году в номинации «Лучший директор комплексного центра социального обслуживания населения» она заняла 1 место по региону и будет представлять край в Москве.
— Юлия Николаевна, по традиции принято начинать с биографии. У вас большой директорский опыт?
— Большой (улыбается). По образованию я педагог, работала воспитателем в детском саду, потом заведующим стала. А здесь я руковожу уже десять лет. Тогда еще были отдельные центры: помощи семье и детям, в котором я была директором, реабилитационный и по работе с пожилыми людьми. А в 2011 году объединили три центра в один комплексный, и я стала его руководителем.
— Это удобно – один большой центр?
— Когда нас объединили, стало удобно. Вот представьте, раньше инвалиду сначала надо было ехать на улицу Горького, а чтобы постричься — добираться в микрорайон Берлин. В общем, все услуги были разбросаны по городу. Сейчас все в комплексе, рядом, и если пожилой человек захочет пройти физиопроцедуры, лечебную физкультуру – это все доступно, все в одном месте. Клубы, кружки, детская площадка – все оборудовано. Изменилось штатное расписание. Раньше было одно отделение: реабилитация инвалидов и помощь детям с ограниченными возможностями. Сейчас с детьми и взрослыми работа ведется по отдельности, что очень удобно.
— А как это выглядит?
— Это физиопроцедуры, массаж, гидромассаж, жемчужные ванны, ножные ванны. Есть зал лечебной физкультуры. Для инвалидов-колясочников есть пандусы и кнопки вызова, а для тех, кто плохо слышит – говорящие табло. Вот, к примеру, инвалид приехал, постригся, посетил мероприятие – это на первом этаже. А если ему нужно еще куда-то, куда он сам не может добраться – его повезет специалист. И еще мы их всех перевозим по городу: на процедуры, на которые не могут добраться инвалиды, как взрослые, так и дети – есть бесплатный транспорт. Для этого у нас составлен специальный график, где все это расписано. В общем, много всего.
— А сколько автомобилей есть у центра?
— Есть специальный автобус для перевозки инвалидов с колясками, есть обычный двенадцатиместный и легковой. По городу мы можем перевозить всех, включая даже тех, кто не состоит у нас на постоянном учете. Раньше было платное такси, но потом мы с коллективом решили, что люди заслуживают того, чтобы их перевезти бесплатно.
— Трудно ли встать на учет?
— Сейчас уже можно через интернет отправить заявку. Можно лично прийти сюда или мы приедем сами, если нам позвонят. В любом случае, человек пишет заявление, затем определяется категория нуждаемости: инвалид, ветеран или участник войны, ребенок и так далее. Затем человек выбирает себе поставщика услуг, это мы так называемся для них. Можно обратиться в наш центр, можно – в районный, но конечно, большая часть приходит по месту проживания. Мы даем им перечень услуг, которые у нас есть, и люди выбирают то, что им нужно – это индивидуальная программа. А затем заключаем договор и все, мы уже приступаем к выполнению обязанностей.
— Много у вас пользователей услуг?
— Есть муниципальное задание, где их количество составляет 4 336 человек. Но, к сожалению это не все, кто действительно нуждается в наших услугах. Бывает и так, что люди про нас слышали, но не знают, как обратиться. Есть те, кто попросту думает, что не входит в категории, которые мы обслуживаем. В общем, мы работаем в этом направлении, привлекаем: рассказываем, объясняем. А вот дети-инвалиды у нас все получают услуги, их около 180 человек. Кроме того, мы обслуживаем Гляден, а еще бывают люди из других городов.
— А средства?
— Это все на деньги по проектам. Мы семь грантов за три года выиграли: 2 муниципальных и 5 краевых — вошли в десятку лучших по грантовой деятельности. Три года подряд мы занимаем места в рейтинге краевых учреждений без проживания: один раз второе и уже два года подряд – первое.
— Вы получили награду — это ваша личная, персональная или…?
— У нас первое место по рейтингу – это награда всего учреждения, кроме того есть мое личное первое место — я выходила на профессиональный конкурс «Лучший директор комплексного центра социального обслуживания населения». В любом случае это командная работа. Даже если я выхожу лично, то о себе я напишу как о руководителе, организаторе, как психологе, юристе, экономисте – по-разному можно написать, но работает-то команда. Чем лучше команда, чем она умнее, чем больше мозговых штурмов, тем лучше, не правда ли? Перед тем, как провести какое-то мероприятие, мы всегда устраиваем мозговой штурм.
— А квалификация сотрудников?
— Образование и еще раз образование. У нас специалисты ездят в Красноярск на курсы, но важно также и то, что здесь, на месте у нас создан «Университет непрерывного образования». Обучаются по индивидуальным программам. К примеру, врач, как руководитель, ведет обучение медсестер. Она разрабатывает план и по нему ведет обучение. В этот план входит как обучение новым методам работы, например, какому-то виду физиопроцедур, так и создание статей, посвященных работе. Психологов обучает психолог или методист – усовершенствует их работу. У нас разработана целая программа развития. Еще есть конкурсы, различные семинары. Вот скоро будем проводить конкурс на лучшую инновационную услугу. Это нужно для того, чтобы найти интересную тему для очередного проекта, который мы будем представлять в министерстве. Иногда проводим экзамены на различные темы, например, на знание документоведения. Кроме этого, у нас разработана «Книга помощи социальному работнику» – специальная методичка, где объясняется, как поступить в той или иной ситуации.
— Это вы все сами разрабатываете?
— Да, сами, а затем отправляем в ресурсно-методический центр для утверждения. Есть для заведующих отделениями, есть для рядовых сотрудников. Разработали тетради для социальных работников, чтобы им было удобно учитывать свою деятельность. Помимо того, существует и межведомственное взаимодействие. Вот, к примеру, на комиссии для детей-инвалидов присутствуют как врачи, так и представители фонда социального страхования, и центра занятости, и учителя, ну и мы обязательно. Родителям вручается специально разработанная программа, с которой они знакомятся здесь же. Если что-то нужно корректировать, это делается также прямо во время работы комиссии. Этот план называется маршрутом, по которому в дальнейшем родители получают услуги для своего ребенка. Это очень удобно, потому что все делается сразу и в одном месте, и потом уже не нужно бегать и подписывать отдельно документы. В 2016 году запустили мини-профилакторий. А сейчас готовим новый проект: будет караоке-клуб, который многие уже ждут с нетерпением.
— А кто генератор идей?
— Весь коллектив. Есть ядро — это методисты, заведующие, заместители, есть и социальные работники, которые подбрасывают идеи. А работает, конечно, весь коллектив.
— Все эти инновации, мозговые штурмы, гранты — как-то отражаются материально для сотрудников?
— Конечно. Если мы выигрываем, я изыскиваю возможности, чтобы поощрить людей. Это могут быть премиальные или добавляются баллы к стимулирующим надбавкам.
— Но ведь директор тоже не стоит на месте, тоже учится?
— Да, я в прошлом году 4 месяца училась в Томском университете на дистанционных курсах: писала контрольные, сдавала экзамены. И в Красноярске есть центр повышения квалификации, где разработаны разные программы, в том числе и для директоров.
— И чему учится директор?
— К примеру, есть методические объединения, там учат как вести методическую работу: с чего я должна начать, какую команду создать, что первое планировать и так далее. Как проводить в жизнь эти услуги, как правильно план составить, как отчет написать – целая наука, по большому счету. Или законы: как нужно их понимать и по ним работать. По закупкам тоже обучение проходим. В общем, много разных интересных тем.
— Но ведь вы еще и методист?
— Да, я веду «Школу методистов» для территорий юго-западного округа: рассказываю, как мы начинали, описываю опыт кадровой работы. Аттестация по кадрам – как мы ее планируем, как мы ее проводим. Недавно добавилась тема работы надомного отделения – документальный учет. Ведь это тоже важно, чтобы документы правильно были оформлены.
— А есть какие-то программы, разработанные лично вами?
— Да, есть. К примеру, мной разработана программа развития центра на 2016-17 годы. Еще моя разработка – контроль качества предоставления услуг. А вообще, чаще бывает, что я подбрасываю идеи коллективу, а они уже их преобразуют. В общем, скорее всего это работа коллективного разума. Коллектив очень важен — чтобы не стоять на месте, нужно что-то давать.
— А индивидуальные гранты кто-то выигрывает?
— Есть конкурс на лучшего социального работника, там 17 номинаций. В этом конкурсе первые места имеют существенную материальную поддержку. У нас есть сотрудники, которые придумали собственные программы для работы с людьми, например, «Школа помощи» или «Школа безопасности». Мы помогаем сотрудникам оформить эти программы документально, чтобы можно было с ними выходить на конкурс. Безусловно, мне нравится, что мы первые места занимаем – это гордость. За коллектив гордость, за то, что они такие дотошные, добросовестные, идейные. Приятно, что министерство отмечает, а недавно были люди из Законодательного собрания — 40 человек — и поставили отличную оценку.

***
Всего в интервью не уместишь, а разговаривали с Юлией Николаевной мы долго, больше часа. Она с удовольствием рассказывала и о своей работе, и о своих сотрудниках, и о бабушках-дедушках-детках, с которыми работают сотрудники центра под ее руководством. В жизни социального работника есть одно неприятное явление, именуемое профессиональным выгоранием. Это случается по разным причинам, но всегда проявляется одинаково – в человеке гаснет какая-то искра и он становится равнодушным к своей работе. Я думаю, что Юлии Козлюк эта болезнь не грозит, ибо идей и планов у нее в запасе очень много. Ну, а, как известно, с таким директором и коллектив не заболеет.
Долгие лета вам, социальные работники города Шарыпово!

Беседовала
Алина ВЕТОШКИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.