Благотворительность: кому верить?
Иногда хочется откликнуться на призыв о помощи, но внутренний голос останавливает: «А если это мошенники?» Но не все же обманывают нас, собирая средства. Как распознать честные фонды?
Анна И., Шарыпово
Чаще всего люди списывают свое нежелание участвовать в благотворительности на недоверие к фондам. А ведь все некоммерческие организации можно самостоятельно проверить на дееспособность. Правда, придется потратить на это время.
Сегодня в России работает 400 активных благотворительных фондов с разной «географией» и специализацией. Есть фонды чисто региональные, которые ведут свою деятельность на регламентированной территории. Есть те, кто помогает по всей России – от Калининграда до Владивостока. Все фонды ведут свою деятельность согласно уставам, в которых регламентировано направление их деятельности. Например, кто-то помогает детям с онкогематологическими заболеваниями, кто-то – детям с заболеваниями органов дыхания, кто-то – детям-сиротам, кто-то – животным, старикам, инвалидам, библиотекам… Список велик. Но при этом у каждого фонда именно одно направление. Нельзя одновременно спасать собачек и поддерживать современное искусство. Это просто сложно организовать технически.
Итак, запоминайте… У каждого фонда должен быть официальный сайт. На сайте должны быть размещены регистрационные документы, указана информация об учредителях фонда, сотрудниках, попечительском совете. Если в попечительском совете есть знаменитости, это, конечно, плюс для фонда. Но не стоит реагировать на медийное лицо. Часто оно там только для узнаваемости «бренда» и не дает никаких гарантий, что фонд максимально честен.
На сайте, помимо официальной информации, должны «висеть» отчеты о проделанной работе. Благотворительный фонд – живой организм. Там постоянно происходят события. Если хотя бы за прошедшие полгода нет ни одного нового события, значит, фонд не работает. В идеале подробный отчет о проделанной работе вывешивается каждый месяц. Подозрительным должно показаться и то, что фонд вывешивает только просьбы о помощи без отчетов о том, как эта помощь расходовалась. Например, провела некоммерческая организация мероприятие по сбору средств и – тишина. Сразу возникает много вопросов, в том числе: а как распорядились получатели средствами.
Если речь идет о сборах на лечение (детей или взрослых) также должен быть отчет – опять же, в идеале фотоотчет о ходе лечения и его результатах.
Также на официальном сайте фонда должна быть информация о результатах обязательной ежегодной аудиторской проверки некоммерческой организации.
Кстати, журнал «Forbes» ежегодно публикует рейтинг благотворительных фондов с хорошей репутацией. В рейтинге учитывается не столько оборот средств фонда, сколько коэффициент полезности. Поэтому в рейтинге можно встретить и небольшие региональные фонды. Ведь это заблуждение, что благотворительность всегда требует больших финансовых вложений. Здесь больше в цене человеческая отзывчивость, неравнодушие, реальное желание помогать.
Григорий ЖИТКОВ,
копирайтер
«Твоего Шанса».