Кому положены бесплатные лекарства, и как их получить?

 

Кому положены бесплатные лекарства, и как их можно получить?
Н. Л., Шарыпово.

На бесплатные жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты (сокращённо – ЖНВЛП) имеют право многие категории граждан. Весь список поместить в газете нет физической возможности, но с ним можно ознакомиться на сайте Минздрава РФ в приложении № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 г. № 890. Есть и другой вариант: чтобы узнать, можно ли конкретно вам получать лекарства бесплатно, следует обратиться в страховую компанию, которая выдавала вам полис.
Житейский совет… Российское здравоохранение работает по заявительному принципу. Поэтому зачастую кому надо – тот сам «выбивает» себе лекарства. Имейте это в виду.
Список граждан России, обладающих правом на получение бесплатных или частично оплачиваемых лекарств, обширен и зависит, прежде всего, от того, по какой графе проходят расходы на эти лекарства. Выделяют федеральных и региональных льготников. Лекарства для первых закупает Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА), используя средства из бюджета страны. Лекарства для региональных льготников оплачивают регионы из своих местных бюджетов.
В федеральный перечень входят: россияне, попадающие под действие ФЗ «О государственной социальной помощи»; военнослужащие и офицеры, уволенные в запас, попадающие под действие ФЗ «О статусе военнослужащих».
Местные бюджеты получают деньги из федерального из расчета обеспечения лекарствами людей, попадающих под программу «7 нозологий». За счет консолидированных местных бюджетов оплачиваются и расходы на лечение пациентов, страдающих от следующих заболеваний или состояний: заболевания крови, онкология, лепра, ДЦП, диабет, дистрофия, ВИЧ, ревматизм, астма, туберкулез, а также реабилитационный период после инфаркта миокарда и шизофрения и др. Также из местных средств оплачиваются препараты для беременных женщин, детей до трех лет, а если речь идет о многодетной и малоимущей семье, то до шести лет. В больнице, то есть при стационарном лечении, пациент получает все лекарства, входящие в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), бесплатно. Эти расходы компенсируются клинике за счет средств ОМС.
Подобный разнобой в финансировании объясняет, почему возможности для получения бесплатных лекарств для жителей разных регионов России различаются. Выдачей рецептов на такие препараты занимается врач и только в государственной поликлинике. Чаще всего доктора не афишируют своим пациентам их права по получению бесплатных препаратов. Это не злая воля самих медиков, а так называемая политика экономии расходов, как ни цинично это звучит.
Но даже если вы входите в льготную категорию, не все препараты, которые вам нужны, можно получить бесплатно, а только те, что входят в перечень лекарственных средств, прописанных в документе, ориентированном на получение дополнительной бесплатной медицинской помощи определёнными группами россиян. Список этот состоит из 436 международных непатентованных наименований (МНН). Сюда не включены лекарства для лечения людей с туберкулезом, зараженных ВИЧ, и больных СПИДом. Лекарственные средства для таких пациентов оплачиваются в рамках отдельных госпрограмм.
Список лекарств, которые могут быть получены бесплатно для детей до 3-х (6-ти) лет, в каждом регионе свой, и он гораздо короче перечня из 436 наименований. Содержание списка можно узнать в своей детской поликлинике. Список лекарств для беременных в основном состоит из витаминных добавок, а также некоторых средств от кашля и простуды. Его содержание можно узнать у своего врача в женской консультации.

Порядок действий
при получении лекарств бесплатно…

1. Посетить врача. Предоставить следующие бумаги: документы, которые удостоверяют ваше право на льготу (удостоверение ветеранское или пенсионное, свидетельство о многодетной семье и т.п.); справку, выданную местным отделением Пенсионного фонда РФ, в которой указано, что вы не отказывались от получения льгот в обмен на денежную компенсацию; медицинский полис; паспорт; СНИЛС. Для мам с детьми до 3-х лет достаточно предоставить СНИЛС ребенка, его свидетельство о рождении и его же медицинский полис.
2. Получить у врача рецепт, выписанный по форме № 148-1у-06(л). Данный рецепт остается действительным только в течение 1-4 недель, в зависимости от препарата.
3. Уточнить, записал ли врач все ваши назначения в медицинскую карту (возможно, в будущем вам понадобится взять выписку из карты с подтверждением этого факта).
4. Подписать рецепт у заведующего поликлиникой и проверить на месте правильность заполнения данного рецептурного бланка, а также наличие всех необходимых печатей.
5. Обратиться в государственную аптеку, которую указал врач. Перед этим он подает туда заявку и сообщает, что вы будете получать там лекарства. Для получения препарата достаточно рецепта врача. Вместо пациента в аптеку с рецептом может обратиться его родственник или знакомый.
6. Если выписанного лекарства в указанной врачом аптеке нет, требуйте записать вас на отсроченное обслуживание. При этом вас должны зарегистрировать в специальном журнале в аптеке.
7. Если лекарство не появилось в течение следующих двух недель или вы не можете ждать и приобрели препарат самостоятельно, сохраняйте чеки. Позднее вы сможете обратиться в свою страховую компанию, которая выдавала вам медицинский полис, и получить деньги, потраченные на лекарство.
Что делать при потере рецепта? Обратиться к врачу, который его выдавал. При этом врач информирует об утере рецепта аптеку, чтобы никто больше не мог им воспользоваться, а пациенту выдает новый рецепт и делает об этом пометку в его медицинской карте.
Куда можно пожаловаться? В ситуации, когда льготного лекарства при поступлении соответствующего запроса в аптеке нет, оно должно быть заказано сотрудниками аптеки и доставлено в течение 10 дней. Если в указанный срок требуемый препарат так и не был доставлен в аптеку, то льготник имеет полное право обратиться с жалобой в структуру здравоохранения, где действует специальная «горячая линия», куда можно свободно позвонить и объяснить суть своей проблемы, а также можно попросить, чтобы данную ситуацию поставили на контроль. Можно воспользоваться и обращением на сайт Росздравнадзора. Там предусмотрена возможность подачи жалобы на трудности, которые возникли в связи с получением льготного или бесплатного лекарственного обеспечения. Жалоба пишется в свободной форме, но в ней в обязательном порядке должно быть указано следующее: паспортные данные заявителя; адрес его фактического проживания; характер льгот, дающих право на бесплатное лекарственное обеспечение; контактный телефон или же адрес электронной почты.
Помимо указанных выше обязательных реквизитов, должна быть четко прописана суть жалобы. Все факты следует изложить в хронологической последовательности кратко, но емко. Недопустима хаотическая форма. От четкости и лаконичности подачи фактов зависит результат рассмотрения вашей жалобы, поэтому подойдите к этому вопросу максимально серьезно.
Если какие-либо должностные лица или организации препятствуют осуществлению вашего права на льготное или бесплатное лекарственное обеспечение, вы можете составить соответствующую жалобу в органы прокуратуры. К такой жалобе в обязательном порядке должны быть приложены следующие документы: копия паспорта; копия документа, которым можно будет подтвердить наличие у вас права на льготу; выписанный врачом рецепт.

На всякий случай…
Территориальный орган Росздравнадзора по Красноярскому краю: 24reg.roszdravnadzor.ru; info@reg24.roszdravnadzor.ru
Телефон доверия «Право на здоровье»: 8-800-700-00-03 (круглосуточно); Министерство здравоохранения Красноярского края: 8 (391) 222-03-78 (с понедельника по четверг — с 9:00 до 18:00, пятница — с 9:00 до 16:45); федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения: 8-800-500-18-35 (работает круглосуточно).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.